2018 Автономный пробег через Непал от края до края. 1160 км

Прилетев в Непал в 2018 году, я собирался пройти несколько маршрутов по горам, в том числе вокруг Аннапурны. Но уже во время пути решил, что моих сил хватит, чтобы пробежать весь Непал, даже в сезон дождей. Тут и началось это путешествие.

Идея

Бегать на сверх дистанции я начал ещё в России. Это был не самый успешный пробег, но он принёс огромный опыт и пищу для ума. Во время пробега я уже думал о беге за пределами России. Тогда я думал, что гораздо интереснее бежать по более насыщенным интересностями и испытаниями местам. Я перебирал страны, которые представляли бы наибольший интерес именно для бега. По разным причинам это были Грузия, Китай, Норвегия, Швейцария, Греция, США, Япония, Непал и некоторые другие. И вот по сложившимся обстоятельствам я оказался в Непале, в одной из стран, где мне был интересен бег, к тому же у меня имелось время и определённые ресурсы.

Уже на треке вокруг Аннапурны я стал продумывать маршрут, снаряжение и другие организационные вопросы. Лучшим вариантом тогда казался южный маршрут, так как он не имел больших перепадов высот, а также был удалён от дождливых мест. Тогда я ещё не представлял на сколько я ошибался в расчетах.

Я знал, что сложнее страны для бега, чем Непал найти сложно и ещё до старта предвкушал все сложности с которыми придётся столкнуться на пути. Непал это именно та страна, которая привлекала своими сложностями, преодолеть которые – это особое удовольствие. Понять это сможет любой человек, навсегда увлёкшийся романтикой покорения вершин.

Подготовка

Вернувшись с трека вокруг Аннапурны в Катманду, я отправился по магазинам. У меня уже был маршрут и примерное представление с чем мне придётся столкнуться на пути. Исходя из этого я стал собирать снаряжение.

Нужен был небольшой, удобный и легкий рюкзак для вещей, при этом способный вместить в себя всё необходимое. С собой я имел беговой рюкзак на 10 литров, но о был слишком мал. Я купил рюкзак от NorthFace на 40 литров, тогда он казался подходящим. Он всё вмещал и при этом казался удобным, а я напомню, что мне предстоял автономный путь на 1000+ км. К сожалению он казался удобным только до старта. Жаль, что я не нашёл времени опробовать его перед стартом забега, ещё в Катманду. Тогда бы не пришлось возвращаться обратно и терять несколько дней. При беге он натирал поясницу, и никак не удавалось решить эту проблему. Так что пришлось купить другой рюкзак – Osprey Kestrel 45. С таким я был хорошо знаком, ведь я бежал по России с таким же только на 38 литров, но в Катманду таких попросту нет, а разница в 7 литров вообще не заметна. Да и обошелся он мне чуть ли не в два раза дешевле, чем тот что на 38 литров, купленный в России.

Гораздо сложнее всё оказалось с кроссовками. Дело в том, что в Непале живут маленькие люди и размер их ног тоже не велик. Найти 45й-46й размеры кроссовок здесь, тем более беговых, почти невозможно. У меня ушло два дня на это. Я обошел больше 40 магазинчиков и только в 5-7 из них было по паре кроссовок 45го размера! Я даже почти отказался от идеи пробежать Непал в это время, думая отложить это до лучших времён, но тут мне попалась одна пара Китайских кроссов, выглядевших удовлетворительно для моих целей. Ну а так как эта пара редкость в этой стане и вообще эксклюзив они стоили раза в 4 дороже большинства аналогичных кроссов но размером до 44го. Я взял их, думая, ну насколько хватит на столько и хорошо, а дальше что-нибудь придумаю.

Так же взял ещё легкую ветровку/дождевик, флисовую кофту, пару комплектов термоодежды, 10 пар носков и бафы на голову, для защиты от солнца и пыли. Закинул в рюкзак документы, аптечку, гигиенку, камеру и телефон с зарядками, внешний аккумулятор на 20000 и внешний жесткий, чтобы сливать на него фото и видео. Ну и кучу пакетов на случай дождейПо пути к этому добавлялась вода и перекусы, а под конец пути килограммы манго. От палатки и спальника я отказался, надеясь каждый вечер находить ночлег у местных жителей. Всё таки это лишние 2.7 кг.

До старта добрался автостопом. Свой большой мешок с остальными вещами я оставил у знакомого в Катманду, надеясь, что с вещами всё будет в порядке до моего возвращения. Автостоп в Непале хороший, но вот скорость транспорта невысокая из-за множества перевалов, узких дорог и рек мотоциклистов. На дорогу ушло пару дней.

Старт

В Какарбитту я добрался вечером. Перекусил лапшичкой, зарядил технику и запасся перекусами в виде печенек. К тому же, купил суперклей. Кроссы начали разваливаться ещё до старта. Не серьёзно, но вставки на подошве могли поотлетать. Во-первых потому что китайский клей был полное говно, во-вторых из-за жары. +38 и раскаляющийся за день асфальт убивают обувь. Но суперклей показал себя хорошо. Оставалось держать его немного про запас, чтобы спасать кроссовки. В будущем почти каждый день я подклеивал всё новые выпадающие вставки.

Переночевал под открытым небом в буддистком храме. Всё бы хорошо, да комары ночью озверели и не дали нормально выспаться. Подъём в 5 утра. Разминка, завтрак и выход на старт, на границу с Индией.

Тут меня окликает знакомый голос. Поворачиваюсь, а там Марек, парень из Чехии на самокате. С ним познакомились на треке вокруг Аннапурны. Тогда он был шокирован весом моего рюкзака и скоростью, с которой я прошёл трек. В этот раз он был в шоке, услышав про мой план. Сам же он двигался в Дарджилинг, в Индию. Забавное место встречи. Он сфоткал меня, так что буду знаменитым)) Пожелал удачи и я начал свой бег. В 6 утра 26 мая 2018 года от самой восточной границы Непала и Индии.

В первые же минуты подогнал все ремешки на рюкзаке в рабочее положение. Встал на хороший ритм и начал сокращать столь большое расстояние до призрачной западной границы страны.

Бежать утром вполне комфортно, но только выходит солнце, организм начинает плавить. Температура вокруг быстро растёт за 30 градусов уже после 8 утра. А после 10-11 утра бежать становится и вовсе невозможно. Я переходил на шаг и так ещё пару часов, перед тем как остановиться на обед. Воды с собой был только один литр. Кончался он быстро, за час за два. Зато пополнять его не сложно – вдоль дороги много деревушек и у домов есть колонки с прохладной водичкой из-под земли. Не всегда хорошей. Иногда вода хорошенько отдавала железом и имела не самый прозрачный вид. Тем не менее за весь путь я почти ни разу не траванулся.

После обеда я вставал на отдых часов до 4-5 вечера. К этому времени пик высокой температуры проходил и можно было продолжать путь. В начале пару часов пешком, а затем, после заката, снова бег. Каждые час-полтара перекусы из печенек и небольшой отдых в 5-10 мин.

Завершение бегового дня уже около 8-10 вечера, когда совсем темно. 50-60 км в день сделал, значит цель на день выполнена и я красавчик! Время искать ночлег. С первого бегового дня я искал ночлег у местных и не останавливался в отелях, по крайней мере платно. Много раз я ночевал у местных, у офицеров армии, полицейских, владельцев магазинов и отелей, в маленьких хижинах крестьян и в одной христианской церкви.

В общении с местными помогал один манускрипт. Я распечатл лист с информацией о том что я путешествнник бегун из России, бегу через всю страну и буду рад любой поддержке на пути. Всё это на Непальском языке с ошибками, спасибо Гуглпереводчику. Впрочем, текст все понимали, и этот листок очень сильно помогал мне на пути.

Очень многие здаровались со мной и кто как мог сигналил и махал руками. В Непале почти все знают англйский, по крайне на самом базовом уровне. Так что, не так сложно было строить беседы и рассказывать о себе. Вопросы были самые типичные и повторялись почти всегда одни и те же, и даже в одном и том же порядке. Как по учебнику. «Пивет. Как ты? Из какой страны? Россия! ВорлдКап, ВорлдКап! Почему я не на Чемпионате мира по футболу, все там! Бегу через весь Непал! Ааа… 50 км каждый день.. Где твой велосипед? Как пешком? ПЕШКОМ О_О Невероятно! Зачем?  Почему не на автобусе?…»

Первое время это забавляло, потом поднадоело. Было время даже начало раздражать, мол знаешь весь диалог наперёд. Потом начал отвечать на ещё не заданный вопрос и вроде как-то попривык.

Дорога по югу Непала не сильно разнообразна. Деревушки и города похожи один на другой, как половинки одного яблока, да и природа хоть и значительно отличается от родной российской, но так же не блещет разнообразием. Правда раскидистые манговые деревья очень радовали глаз. Сухие реки и гуляющие повсюду буйвалы придавали большей атмосферности.

Должен  добавить, что пешие прогулки скрашивал интернет и музыка. Инет там есть, медленный и далеко не везде, но есть. Очень приятно бывало почитать сообщения поддержки, новости в мире, а так же делиться своим путешествием с друзьями. К тому же нужно было ежедневно загружать свои GPS Треки в приложение для бегунов STRAVA, чтобы собирать доказательную базу и тешить себя достижением нового места в рейтинге среди сотен тысяч бегунов нашей планеты.

Горы

На 5й день добрался до поворота на горную часть пути. Здесь должно было начаться новое испытание – перевалы. И оно началось достаточно резко. Не было плавного перехода от равнины к перевалам, раз и тебе в гоку на км другой, а потом вниз. При этом я ждал, что здесь будет посвежее и прохладнее, но нет. Та же самая жара, что была и до перевалов. Подниматься в горку под солнцем это очень не просто, уж лучше в дождь. У меня был особый сезон дождей – без дождей, но я всё же ждал их.

На удивление перевалы дались мне гораздо легче, чем я предполагал. Возможно сказалось предыдущее путешествие вокруг Анапурны, и мышцы ног, отвечающие за подъём и спуск хорошенько поднакачались.

На перевалах была доплнительная сложность – деревушки встречались реже и сложнее стало планировать отдых. Зато теперь можно было двигаться в тени деревьев, а это хоть немного, но всё же спасало от безжалостного солнца. К тому же виды вокруг стали гораздо увлекательнее и я чаще останавливался, чтобы сделать фото и видео.

За день до Катманду от кроссовка отлетела вставка и затерялась где-то в пыли дорог. Это сулило травму, если ничего не предпринять. Тут я заделался мастером по ремонту обуви. Из обрывка велосипедной камеры я сделал заплатку и посадил её на суперклей на подошву. Это поправило ситуацию. Только кроме подошвы, потихоньку рвалась и сетка на носке обоих кроссовок. 500 км это край для купленной пары и возможным решением стала бы приближающаяся столица Непала.

Катманду

Столицы Непала я достиг на 9й день. Тут кстати и дожди подтянулись. То ли мешая мне достичь цели, то ли помогая. В пасмурную погоду двигаться гораздо приятнее физически, не так жарко и пыльно. С другой стороны при сильном дожде дорога превращается в кашу, а проезжающие машины обливают тебя грязью. Обувь тоже не крепчает от проникающей везде воды. Так что дождь и помогал и мешал одновременно.

В Катманду я забежал вечером. При чём я явно перестарался с бегом. Я спешил забрать вторую пару кроссов из офиса, где лежал мой большой рюкзак. Закрывшийся офис сулил мне потери времени в этот и следующий день, а мои кроссы на ногах добротно износились.

В офис я успел к 7 вечера и забрал обувь. Которая в дальнейшем мне так и  не пригодилась, в ней всё же было не удобно бежать и пришлось её выкинуть. Зато я, наконец-то, побрился и привёл себя в порядок.

Уже вечером я достиг границы города, где и заночевал.

Следующий день стал переломным. С одной стороны я достиг отметки в 500 км и добежал до столицы – уже успех, при этом я подзабил мышцы, а обувь пришла почти в полную негодность, найти новую было, как и раньше, почти невозможно. С другой стороны, я так и не достиг западной границы страны, проделав лишь половину пути.

Решено было сделать выходной. Первый и единственный. Выходной, чтобы принять решение о судьбе пробега. Я вернулся в Катманду. По пути в офис убедил себя ещё раз посмотреть в магазинах кроссовки – это стало решением моей проблемы. Я нашёл кроссовки, не сразу и ещё хуже, чем были, но всё же удовлетворяющие целям и я купил их, ещё немного сокращая оставшийся бюджет пробега.

Кстати, должен сказать, что ежедневно я тратил сосем немного денег. Это 100 рупий на обед, 100 на ужин, около 100-150 на перекусы, 50 на завтрак. Почти каждый день меня угощали обедом или ужином, так что в день я тратил около 200-250 рупий, что около 150 рублей. Все ночевки были бесплатные.

Этим же вечером я вернулся на место последней остановки пробега и остался там на ночевку. Тогда я думал, что если мышцы будут в порядке, я продолжу путь. Всё так и получилось.

Возвращение

Утром я почувствовал силы продолжать путь. Мышцы пришли в норму, а в новых кроссах можно было спускаться с гор, не так сильно боясь получить травму.

Только тут меня ждал очередной неприятный сюрприз. Они как на сломанном колесе фортуны выпадали каждый день. Каждый день – новая неприятность, а то и сразу несколько.

Я траванулся. Не мог идти, не то что бежать. Посетил почти каждый туалет на протяжении 10 км, пока не остановился в одной кафешке. Я завис там на весь день, с 10 утра и до 5 вечера. Начался настоящий ливень, а я продолжал чистить свой организм, раз за разом проходя не сложную отвратительную процедуру. Вечером меня отпустило, но боевой дух был полностью утерян. Не знаю, как я заставил себя двигаться дальше. Каждый день всё труднее и беспросветнее, а впереди ещё большая часть пути.

В тот день я так и не прошёл 50 км, но был совсем близок к этому, что меня удивляло ещё больше.

Следующее утро потребовало чуть большего завтрака и силы вернулись вновь. Я даже смог бежать, вплоть до очередного проливного дождя вымочившего обувь до нитки. И тут начинается новый этап злоключений – мозоли. До этого предпринимаемые мной меры полностью уберегали ноги от этого ужаса, но теперь, все усилия были четны. Сказался дождь и мокрая обувь, хоть позже я и одел сухую потрёпанную пару. Сказался спуск с горы, плохой асфальт, а позже и жестокая жара. Мозоли были со мной до самого последнего дня и день ото дня только усиливали, мягко говоря, дискомфорт пути. После каждого отдыха, каждой ночевки боль просыпалась с новой силой и ослабевала после часа-получаса пути.

Главным же испытанием второй половины пути стала жара в +42. Ежедневно. +30 до 3х часов ночи, а с 6 утра, как безумная, температура ползла от 30 до 40. Я ждал дождя как манны небесной, но сезон дождей, шел где то совсем рядом, но не здесь. После 11ти дня было невозможно идти пешком, не обливаясь водой. Солнце плавило, что ещё хуже, раскаляло асфальт. Ноги горели.  По кустам тут не побегаешь – невероятное количество змей раздавленных на асфальте были мощным предупреждением, не требующим слов и доказательств. Подниматься в гору, как не пытался, я не смог. Слишком велика опасность словить тепловой удар и уйти в нокаут прямо на дороге, где-то посреди джунглей.

В один из дней мне нужно было преодолеть участок примерно 30 км с перевалом по джунглям и этим утром бахнул ливень. Как он обрадовал меня. Редко увидишь такой силы дождь, те ручьи превращающие дорогу в реку и тащащие по ней здоровенные булыжники, перекатывая их как мячики. 1000 водопадов за 10 км, разваливающаяся местами дорога, а ты идёшь и радуешься дождю, как ребёнок. Наверное, я никогда не забуду тот дождь.

Пока радовался погоде, я не заметил, как растянул мышцу на правой ноге, чуть выше стопы. Я далёк от анатомии и медицины, но понимал, что привет травма! Ещё не серьёзная, но очень  вероятно, могла стать именно таковой, ведь впереди ещё были сотни км пути.

Странная штука. Напоминающая о себе каждый вечер и отпускающая каждое утро, как будто и не было её. Но вечер это что-то. Преодолев 45 км нога, как будто, отключалась, становилась деревянной. А эти 5 км как по волшебству выпадали на безлюдные территории. Получалось жестко. Темнеет, никаких деревень вокруг и резко отрубается мышца, делая из тебя ковыляющего зомби. И тут у тебя два пути – тормозить попутку или плестись час полтора в ритме зомбистайл, рискуя ещё больше усугубить ситуацию. Ты уже думаешь, что утром надо взять выходной, но когда приходит время, встаёт солнышко и всё проходит, как страшный сон. Встаёшь на лыжи и вперёд.

1000 Км

Второй переломный момент был на 1000 км от старта. К этому времени я привык к жаре и что ещё круче, появились дешевые манго по 30-50 руб за кг. За день я мог съедать по 2-3 кг, прямо по пути. Это существенно возвращало мне силы и делало меня гораздо счастливее. Я даже временно забывал о жаре, травме ноги и разваливающейся уже второй паре кроссовок. Даже мозоли уже вроде не так сильно беспокоили пока ты ешь сей замечательный фрукт. Как говориться, всё бы хорошо, да вот… на пути нарисовались три национальных парка. Когда я готовил маршрут, я, видимо, не придал им значения, а стоило бы.

Вроде парк, птички поют, цветочки цветут, что тут такого. Но это Непал и в этих парках живут не только птички, но и другие интересные животные. Особое внимание моё и местных занимали Шерханы. Да да эти пушистые милые кошечки. В своё время серьёзно донимавшие местных. Тигры кушали непальцев сотнями, иногда прямо в деревнях. И вот оно место, где этих кошечек много. Кроме того там есть носороги и слоны, которые тоже весьма быстро бегают и не любят подозрительных русских усталых путников на своей территории. Машины здесь ходят не так часто, как хотелось бы. Поэтому эти три нац. Парка стали проблемой и весьма опасной, покруче всех мозолек вместе взятых.

Парки на въезде и на чекпойнтах внутри охраняли армейцы с автоматами. Они очень настоятельно рекомендовали не пересекать парк на своих двоих, но и сопроводить они  тоже отказались. После недолгих уговоров я всё же прошёл посты, вступив на опасные земли.

Кирпичей я тогда отложил знатное количество. Благо кроме змей оленей и обезьян я никого не встретил на дороге. Забора там нет никакого. Только в одном парке, было что-то похожее, но это сооружение и козу бы не остановило, не то что тигра или носорога. Серьёзно рискнув своим здоровьем, я прошёл эти места. Безумие и отвага вышли на новый уровень. Надеюсь, что больше никогда не буду заходить за этот уровень и даже приближаться к нему.

Может и стоило тогда остановиться и взяться за ум, но я шел и шел дальше. Не советовал бы никому повторять такой глупости.

Финш

17 июня 2018 года сразу за всеми нац парками на горизонте замаячило финишная прямая. Последние км проходились и пробегались невероятно легко, словно что-то тащило меня туда за верёвку. К этому времени я уже выбрался на второе место в Страве. На первом был парень из Франции, бегущий по маршруту Тур-де-Франс, он опережал меня км на 40 и примерно на 80 отставал парень на 3м месте. Уже тогда было понятно, что в этом месяце я не вылечу из 10ки первых даже учитывая то, что до завершения ещё две недели, которые я не буду бегать. С одной стороны просто цифры на экране телефона, с другой стороны ты понимаешь, что стоит за этими цифрами.

Последние км ты вспоминаешь весь маршрут, все приключения на пути. Ты не чувствуешь боли, дискомфорта и усталости. Но тем не менее последние километры тянутся очень долго и кажутся бесконечными.

Финишная черта – Западная граница Непала, прямо перед тобой. Само по себе место – обычный пропускной пункт в маленьком посёлке. Никто тебя не встречает, никаких медных труб, музыки или шампанского. Всё это у тебя внутри. Только ты знаешь, какой путь ты только что завершил и что сделал, всё остальное совершенно неважно.

Я загрузился в кафешку, скинул рюкзак, взял себе хороший обед и пару кг манго на обратный путь. Путь который будет в 1000 раз легче и быстрее. Обратно я стопнул до Катманду, где меня ждали мои знакомые и сертификат о прохождении этой безумной дистанции.

Итог

Я пробежал страну. Не просто страну – Непал. Гималаи. Лично для меня это значит очень многое. Я справился со всеми трудностями, которых было гораздо больше, чем я мог себе представить. Я сделал больше 1160 км – эта цифра на карте, но реальная цифра ещё больше. Здесь не учитывается время когда я искал ночлег вдали от трассы, или обеды.. И всё это за 22 дня и 7 часов. Быстрее, чем 50 км в сутки. Цель достигнута! Время ставить новую и начинать подготовку к ней. Ну конечно, ни без небольшого перерыва на отдых, и поедая манго в самой высокогорной стране мира.

Спасибо всем, кто сумел дочитать это до конца!

***Бонус. На пути были потери:

1. Две пары кроссовок сомнительных производителей
  2. PawerBank Xiomi 2000 Умер, а потом и вовсе выпал, где-то
  3. Браслет Xiomi Band 2 Выпал из ремешка, где то по пути
  4. Бюджет на еду около 5000 рублей. *3000 из них ушли на манго и печеньки
  5. Из одежды: баф, пара пар носков, шорты и футболка. Порвались или перепачканы

3 комментария

1. Андрей 08.07.2018 Reply

Отличное чтиво!!! Проживай и описывай ещё!

• Евген 10.01.2019 Reply

Благодарю!) Надо бы иногда 😀

2. Evgenontheway 09.02.2024 Reply

тест

Ваш электронный адрес не будет опубликован.