Индия. Кашмир. Дорогами и тропами

Я оставил Шринагар в разгаре самого веселья. Машины, флаги, крикливые мужики, “индусы убирайтесь обратно” и всё такое. Кому интересно, на википедии тиснута неплохая статья об этом https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашмирский_конфликт. Мне же интересней были горы, чем конфликты и я с рюкзаком двинул к вершинам.

Автостопом в Пахальгам

Недалеко от Шринагара, примерно в 100 км, есть живописное туристическое местечко – Пахальгам. Это в заповеднике Овера “Overa Aru Wildlife Sanctuary”. Это само по себе очень красивое место, которое стоит посетить, я же через него хотел добраться до деревушки Балтал, что на дороге в Ладакх

Добирался автостопом, потихоньку, перебежками. Останавливаясь, сделать фотки. Автобусов здесь ходит много каждый день, так же возят экскурсии на джипах, для тех, кто любит покомфортнее.

Здесь уже нет ни военных ни протестующих. Только местные и туристы, спокойная размеренная жизнь, почти Швейцария.

Хотя Вы вряд ли встретите в Швейцарии женщин, стирающих у реки, а здесь это нормально. Стиральных машин нет почти ни у кого, так же, как и холодильников. Даже электричество во многих домах либо отсутствует, либо очень ограничено. 2016г*

Начало пешего похода

Лучшие виды там, где заканчивается дорога. Нужно по тропе набрать немного высоты и увидеть свой пройденный путь. Внизу у дороги есть деревушка, где можно снять домик, оставить громоздкие рюкзаки/чемоданы и уже налегке подняться в горы. Есть несколько маршрутов, поэтому вполне можно остановиться здесь на несколько дней. Некоторые путешественники задерживаются здесь и на месяц “почилить”, писать/читать книги, снимать видео и т.д.

Я же двигал насквозь и планировал поставить палатку на несколько км дальше по тропе. На перевале расположены несколько бетонных укреплений военного характера. Раньше они активно использовались, сейчас же больше напоминают руины. Впрочем, местные пастухи и военные используют их как временный лагерь. Они сказали мне, что я дурачок, что скоро вечер и переночевать безопаснее будет с ними. Вот они на фото ниже, с первого взгляда и не скажешь, что с ними безопаснее, но так убедительно сказано!

На самом деле клёвые ребята, хоть и ночуют в таких ужасных условиях. Они предложили горячий чай с булками, я поделился печеньками. Славный вечерок. За чаем мне рассказали, что дурачок я потому, что пошёл сюда один, да ещё и в это непростое время года. Дело в том, что здесь водятся медведи в изрядном количестве, заповедник же. Одиночный турист хоть и со страшным рюкзаком будет хорошей добавкой к рациону этих пушистых зверьков. Особым шиком было бы вставать на ночевку одному дальше по тропу, ведь там ещё нет людей. Время весеннее, не все тропы открылись из-под снега, а военная часть дальше по пути населена только духами.

Тут бы развернуться да сразу драпать нормальной дорогой, а не это вот всё. Но это ж я, надо было хотя бы попробовать. Полная глупость. ребята рассказали, что и как. Какие есть варианты и чего стоит особенно опасаться. Например, если тропа из-под снега ещё не показалась, то это получится слишком опасное приключение, вот только, чтобы это узнать нужно было пройтись несколько км.

В разведку в горы!

С рассветом и местными пастухами я выдвинулся в путь. Эти ребята ранние пташки, так что мы даже были не первые. Вместе мы прошли 3-4 км и разделились, как в нормальном фильме ужасов.

Первое препятствие на пути – нет моста. За зиму всё снесло к чертям и пришлось искать обход. Ручейки там буйные и если ты в него попадёшь, то испугом не отделаешься. На фото ниже остатки мостика, а ещё ниже вид на тропу и остатки моста. Там можно было более-менее безопасно перейти ручеёк.

Тропа уходила всё выше к перевалу. Мишек, видно, не было, да и дорога была вполне очевидная и натоптанная. Зелёные склоны сменились снегами, а солнце шпарило как сумасшедшее. Высота около 4000 м, перевал на 4200м. Меня подвёл здесь мой солнце защитный крем, я недели две после ходил с ошпаренным лицом. Молодой был, глупый.

Закрытый перевал

Добрался до базы, она, естественно, оказалась пуста. Были кое какие следы, вроде даже вполне человека, но нормальной однозначной тропы не было. Я поднялся на перевал и там та же фигня. То есть со стороны Пахальгама люди суда ещё добирались, а вот со стороны Батала совсем нет. Переваливать в таких условиях, без тропы, по снегам одному — это был неадекват даже для меня молодого, так что я развернулся и сделал крюк км в 200, вместо остававшихся 20. Плохо что ли? Хорошо! Кто его знает, что меня ждало бы дальше.

А вот и деревушка Батал. Где-то здесь я собирался выбраться после перевала. Красивое местечко. Ну и немного опасное, зараза!

Автостоп

На этот раз я уже ехал попутками. Основная дорога одна, и та виляет серпантинами меду гор. Пешком вполне можно, но тогда я ещё не обзавёлся хобби пробежек на длинные дистанции, да и рюкзак был самый походный, а не беговой. Ну посмотрим, может ещё придётся вернуться в эти места с новой задачей.

Погода менялась, высота набиралась! Меня ждал очередной перевал тыщах на 3500м.

Сономарг

Заночевал я в Сонамарг у местных походников. Ещё до темноты они остановились на джипе и предложили на следующий день отвезти сразу до перевала, так они там работают. А пока, остановиться у них, познакомиться с семьёй. Вот хрен Вам кто в отеле такое предложит, впрочем, не всем оно и надо, а мне очень интересно, как и чем живут местные. Парни поржали с моей затеи переваливать в Батал весной, но и предложили сходить в пару тройку интересных мест в следующий раз.

Местные дороги заставляют иногда захватить дыхание и не дышать. Там за туманом пропасть в несколько сотен метров, но разъезжаться всё же как-то приходится.

На перевале снег. Много снега. Нормальная тема в таких местах. Это он уже подтаял, бывают стены и гораздо выше.

Мужичок работал в этом лагере для туристов. По сути, перевальный пункт с кафешками и особым развлечением. Санки! Санки, лять! на 3600м, вот это аттракцион!) Затащить их наверх тоже аттракцион, естественно оно того стоит! Спускаться в первый раз ппц как сыкотно, а потом втягиваешься!

Человек уголь! Не знаю, зачем он тут, не удалось спросить, а кальянов не видно. Но выглядит очень интересно!

В ларечках ждет горячая еда. Чай, кофе, бичпакеты. Место, излюбленное туристами. В основном местными. Им не долго сюда добираться. Вместе с детьми поиграть в снежки, покатать на санках – уникальная возможность для Индии. А потом отдохнуть и согреться за чашечкой чая в такой вот палатке.

Так я бичпакет ещё не заваривал! всё ушло влёт! На свежем воздухе любая еда заходит с удовольствием в особо крупных размерах, так что и бичпакет ништяк!

Ваш электронный адрес не будет опубликован.