2014 май. Россия. Байкал. Восхождение на Мунку

Заснул вчера очень поздно, хотя ложились мы ещё засветло. Сны снились странные, но без них я бы так и не решился выйти на восхождение..

Так вот, проснулся ранним утром в 6:30, погода хорошая, тепло, небо ясное, лишь несколько облачков пересекали его просторы. А это значит, что нужно будить Саню и готовиться к выходу из лагеря. Ещё ночью, я осознал такую вещь – одна из главных целей нашего путешествие это не Байкал и другие выезды, а Мунку-Сардык, вершина в 3491 метр и не сделать попытку её покорения это как минимум глупо. Поднял Саню, он был такого же мнения. Поэтому после плотного завтрака мы были готовы выдвигаться из лагеря.

Шлось мне на удивление легко и без «перерывов на подышать», впрочем, отдышка и боль в верху лёгких так никуда и не делись. Свои силы я оценил примерно вполовину от нормальных, с меньшими я взошёл на Обзорную день назад. Это очень хороший знак и мой источник надежды и планов на день.

Всё восхождение я разбил на несколько логических этапов:

Этап первый. Это преодоление замёрзшего ледяного русла реки. Место столь же красивое сколь и опасное. Можно легко поскользнуться и получить какую-нибудь травму. Но даже вся его проблематичность не вызвала у нас никаких сложностей и более того преодолели мы его без отдыха и привалов.

Этап второй. Японский сад. Во всяком случае на него было похоже больше всего. Сложности никакой, знай, иди себе по тропинке между причудливых форм видов растений. Тут мы не плохо отдохнули.

Этап третий. Преодоление двух плато с неплохим набором высот при ветреной погоде. Тут и пригодились наши штормовки, абсолютно не пропускающие ветер. Так же здесь было много снега. Тропить нам не пришлось, так как мы шли далеко не первые сегодня на вершину. Да и, к слову говоря, хорошая погода у многих туристов вызвала большой интерес к покорению самой высокой точки Саян. Сложности у меня этот этап не вызвал никакой и ещё больше укрепил мысль о том, что мы сегодня сможем одолеть вершину Мунку-Сардык!

Красивые пейзажи на плато чем-то напоминают сцены из фильмов про Риддика. Погода тем не менее только улучшалась: небо очистилось, солнце стало пригревать, а при выходе на озеро даже совсем не плохо греть!

Этап четвёртый. Озеро. Место большого отдыха, привала и перекуса. Само же озеро, как мы и предполагали, ещё не растаяло и находилось под толстым слоем льда и снега и не сильно отличалось от двух плато, пройденных чуть ранее. Главное отличие – наличие десятков туристов и установленных экстремальных палаток, в которых самые отважные туристы решили ночевать прямо на озере, открытом всем ветрам.

Основательно перекусив, мы научились использовать и одевать кошки. Мои почему-то постоянно спадали, так что пришлось их немного усовершенствовать. Собравшись с силами, мы оставили небольшую заначку из личных вещей и выдвинулись на покорение оставшегося этап восхождения.

Этап пятый. Набор высоты. Весь этап заключался в резком наборе большой высоты по заснеженному и ветреному склону вершины. Не смотря на кажущийся небольшой участок пути он занимает половину времени всего восхождения, в нашем случае – это три часа. Угол восхождения 45-60 градусов, идти необходимо по глубокому снегу. На этапе создаётся много «пробок» из групп туристов. Тропа узкая, а отходить в сторону опасно. Идти в кошках в первый раз нам было непривычно и не удобно, радовало только то, что мы были не хуже всех. Впрочем, многие поднимались и без кошек.

Завершал этап крутой подъём со страховочной системой. На этапе расположен статичный трос для страховки, к которому мы цеплялись карабинами. Опять же страховочная система была не у каждого и многие шли просто державшись за трос руками. Усложнял движение встречный поток туристов, уже посетивших вершину и спускающихся к озеру.

Вершина Мунку-Сардык. Вид потрясающий и очень впечатляющий. С погодой нам очень повезло, видимость просто шикарная. Вокруг горы и долины, со стороны Монголии, а вершина находится на 2/3 в Монголии, видно огромное озеро Хубсугул, покрытое льдом и равнины вокруг него. Особенно красиво смотрится устье реки, в котором находиться наш базовый лагерь.

На пяточке, вершине Мунки ютилось несколько десятков туристов, благодаря чему было очень тесно. Так же на вершине находилось дерево из лент, которых было полно в Бурятии и памятная табличка. Самое главное – это чувство, что наше путешествие удалось, и мы выполнили, наверное, самую сложную и самую главную цель путешествия. Но оставалось ещё нафотографироваться и спуститься вниз.

Спускаться вниз было значительно проще, а местами это был целый аттракцион – катание на 5й точке с высоты в 3 с лишним тысячи метров. Не стоило, конечно, и рано расслабляться и забывать о безопасности. Обратный путь проще, но и опаснее. Так и получилось. На спуске мы встретили МЧС спускавших девушку со сломанной ногой, которая ещё, каких-то 30 минут назад фотографировала меня на вершине. По рассказам она оступилась, а зарубаться ей было нечем, пролетела несколько метров. Жалко её. Всего за время нашего пребывания на Мунке было 6 случаев спуска людей МЧС.

До лагеря дорога заняла у нас немного меньше времени, чем подъём. Всё потому что мы много отдыхали, да и спешить было не куда. Ледяное русло стало ещё опаснее, чем утром, так как за тёплый день оно начало таять и стало почти не проходимым. В лагере мы вздохнули с облегчением.

Горячий ужин нас, к сожалению, не ждал. Честно говоря, уходя, наши товарищи оставили нам продукты весьма не на праздничный ужин. Даже обещанный компот для покорителей Мунку утараканили с собой. Но это всё мелочи, нас накормили наши соседи. Просушив вещи и порядочно наевшись, мы отправились спать. Завтра уезжать из этого прекрасного места.