2021 МотоЗабег на Алтай. 4. Алтай
0 0

Алтай

По-настоящему ощущения, что я приехал на Алтай, появились у меня уже после Барнаула, когда дождь прекратил заливать глаза. Вокруг дороги постепенно стали вырисовываться зелёные предгорья. Они скрывались за густой чащей леса, а потом раз и уже горы! Меня пугали плохими дорогами на Алтае, но по факту почти по всему Чуйскому тракту лежит отличный асфальт. Да временами встречаются участки на ремонте, но не чаще, чем по России до Алтая. Можно без проблем прокладывать путь до Монголии и дальше! Да, к моему приезду на Алтай Монголия открылась для туристов и можно было проложить маршрут и туда.

Я решил не торопиться и начать знакомство с Горно-Алтайска. Технически мне не зачем было туда заезжать, всё необходимое у меня было с собой, ну кроме сахара, а его можно и не считать. Было бы просто странно покатать по Алтаю и не заехать в Горно-Алтайск. Город настолько маленький, что я передумал делать там пробежку, она бы быстро закончилась, а на переодевания ушли бы часы. Хороший городок, чтобы в нём делать базу перед покорением Алтая.

После хорошего дождя, который имел все шансы промочить мою экипировку, я остановился на обслуживание байка. Мне уже давно требовалось почистить и смазать цепь, за одним я проверил тормоза и натяжение цепи. Тут выяснилось, что все болты на задней звезде ослабли и я уже давно рисковал сорвать их всех нафиг, как это произошло у моего товарища на Демерджи в Крыму. Благо весь инструмент был с собой, я всё затянул и закрепил.

Из города я отправился в Чемал, посмотреть ГЭС. Эта точка есть почти во всех путеводителях по Алтаю. Как следствие там полно туристов и поток машин туда очень большой. Сама же ГЭС способна впечатлить только неискушённого туриста. Она реально небольшая, и там нет супер эпичных видов, зато сюда легко добраться. Здесь очень развита туристическая инфраструктура и в этот район люди толпами едут отдыхать, благо туристических баз разных уровней тут огромнейшее количество. Ещё это отличное место, чтобы закупиться сувенирами перед выездом с Алтая. Тут легко вдоль дороги можно купить алтайский мёд, медовуху, шерстяные вещи, брелоки, магнитики и т.д.

В стороне от больших дорог.

Ехать по хорошей дороге показалось недостаточно увлекательно, да и туристический Чемал немного отпугнул. Меня потянуло на приключения. Если дороги так хороши, так поехали в деревни, смотреть самые интересные места! Раз уж доехал, попробую куда-нибудь позаезжать!

Из Чемала я выехал в сторону посёлка Ороктой. Это очень живописное направление вдоль реки Катунь. Дорога здесь в целом хорошая, хотя уже есть участки без асфальта. Населённых пунктов и заправок по пути почти не встречается, так что лучше побеспокоится о состоянии техники заранее, а то выбираться придётся уже на буксире обратно в Чемал. По пути можно позабираться на скалы, встать с палаткой у реки, побродить по заброшенным шахтам, которые уже успели освоить коровы.

Мне нужно было добраться до Ороктойского моста, через Катунь и уже там решить – ехать дальше или делать крюк к основной трассе. У моста было небольшое скопление туристов. Сюда приезжают за красивым видом моста, через бурную реку Катунь. Путь дальше для меня был закрыт. Местные жители рассказали, что мне не стоит лезть этой дорогой дальше, так как недавно были большие дожди, дорога размыта, а броды через реки слишком глубоки. У меня не было оснований не доверять авторитетному мнению местных. Прямой дороги к повороту на Усть-Коксу для меня не было и ничего не оставалось, кроме как делать крюк назад.

Усть-Кокса

Мне очень хотелось размять ножки, слезть с мотоцикла и полазать по горным тропам. Отличным местом для этого была Усть-Кокса. За этим небольшим посёлком находятся множество пеших маршрутов к вершинам гор, перевалам, озёрам и рекам. Усть-Кокса же является последним оплотом цивилизации на пути к этим тропам. В посёлке есть заправка, кафешки, интернет, СТО и, что потом окажется немаловажным для меня – больница.

Перед тем, как свернуть с трассы на дорогу к Усть-Коксе я заночевал в поселке Шебалино. Время было уже позднее для покорения пыльных грунтовых дорог, да и зарядить технику перед приключением тоже бы не мешало. В поля моего внимания попала стройка с местными. Алтайские ребята строили дом, недалеко от дороги. У них была куча удлинителей с необходимым для меня электричеством. Мы немного поболтали, и парни не только поделились электроэнергией на ночь, но и позвали к столу на ужин.

За ужином я выяснил некоторые подробности дальнейшего пути, получил рекомендации в какие места лучше сходить и как можно это сделать. Остаток вечера развлекал себя восхождением на ближайшую вершину, от куда был отличный вид на весь ночной город. Ближе к вершине моё левое колено напало на камень шпион в кустах, да так хорошо напало, что у меня искры из глаз полетели. Уже не так бодро, я всё же смог подняться наверх, а затем не торопясь спустится к палатке. Колено теперь имело жалкий разбитый вид! Был один прямой удар, но какой! В общем забеги по горам пришлось заменить на более спокойные и осторожные походы. Да что там забеги! Теперь каждые пол часа езды на мотоцикле колено начинало ныть, пока не выпрямишь его на пол минутки и дальше по кругу.

Дорога на Усть-Коксу хоть и разбита, но очень даже проходима. Есть несколько длинных участков пыльной грунтовки с камнями и ямами, но если правильно подбирать скорость, то сложностей дорога не вызовет. Ну и здесь было особенно много мест, где дорогу блокировали стада лошадей и коров. Часто я делал остановки, чтобы сделать красивый кадр на память.

Мультинские озёра

За Усть-Коксой начинается бесконечный ремонт дороги. Проще ехать рядом с дорогой по полю, при условии, что до этого не было дождей. Но всё же был участок, который не объехать и где-то 7 км я шёл по глубокому грейдеру. Мотоцикл утопает в камнях и его начинает водить в стороны, кроме того, камни отлетают из-под колёс соседних машин, благо я был в мотоботах и это вызывало лишь небольшой дискомфорт.

Я добрался до маленькой деревушки Маральник, что за посёлком Мульта. Можно заехать и немного дальше, но придётся оставлять технику в лесу. На эндуро с хорошим навыком вождения можно попробовать доехать и до озёр, но точно не на груженном двухколёсном туристе.

Маральник деревушка тихая и спокойная. Возможно потому, что я добрался уже вечером. Здесь есть несколько туристических баз, так, что если вам не интересно общение с жителями, то можно остановиться на базе. Цены на обеды невысокие, так же есть продуктовый минимагазинчик.

Я договорился с Русланом, жителем деревни, поставить палатку и мотоцикл на его огороженном поле. Он показал, где есть колонка с питьевой водой и рассказал об особенностях пути к озёрам. Я не писал, но каждый раз все местные и попутчики сильно удивлялись, что я еду из Кирова на 200 кубовом Бабае и интересовались на сколько железная после него задница.

С моим коленом я решил не рисковать и не бежать к озёрам, а пройти пеший маршрут с большим рюкзаком и ночевками. Набрал еды на три дня и отправился в путь, оставив железного коня в деревне.

Тропа простая, с картой на телефоне вообще не возникает вопросов с направлением. Иногда на местах нужно задуматься, как не замочить ноги в ручьях и на переправах через реки. Я шёл в кроссовках, поэтому старался лишний раз их не мочить.

Туристы на тропе мне попались дважды. Одни студенты, другие — это семья с двумя детьми. Нам было не по пути, пришлось продолжать путь одному. За этот день я встретил 3 змеи, на две из которых чуть не наступил. Все разноцветные, но сливаются с тропой, на которую выползают греться. Это самое опасное для соло путешественника, не считая встреч с возможными медведями. Ходить в лес и горы одному – это высоченный риск долгой и неприятной смерти. Буду считать, что на этот раз мне просто повезло и я не попал в беду. Не ходите одни!

13 км до озёр пролетели быстро! Пейзажи, хоть садись картину прямо тут пиши! На тропе ещё лежит снег, а где снега нет, там текут ручьи, но по камням проскакать можно. Между озёрами есть водопад с названием Шумы – ещё одна живописная точка на маршруте. Дальше можно подняться до верхнего озера, к леднику, но это ещё больше 10 км пути и не известно какая там тропа в июне. У водопада Шумы я сделал привал и занялся обедом.

После обеда и легкого отдыха я двинул в сторону развилки на Куйгукский водопад. Там начинался мой пеший кольцевой маршрут, которому не суждено было сбыться.

Тропа к водопаду идёт вдоль реки. Несколько раз нужно перебираться с одного берега на другой, а иногда подниматься чуть выше по склону. Абсолютно ничего сложного, как прогулка в парке. Потихоньку ясное небо заволокло легкими облаками и идти стало немного посвежее. На маршруте я встретил несколько туристов, в том числе и на лошади.

У водопада стояло палаток штук 10, места дикими не назовёшь! Для кого-то это крайняя точка маршрута, а другие возможно собирались пройти за перевал, но остались на ночевку, чтобы набраться сил.

За водопадом на речке Куйгук лежит одноименное озеро. Озеро невероятно красивое, особенно когда оно не полностью освободилось ото льда. А вот за озером перевал и перевал был под снегом. Проходить его в одиночку в кроссовках, без кошек, трекинговых палок и ледоруба в это время года – суицидальная идея, от которой мне пришлось отказаться. Иногда у меня всё же есть чувство собственного самосохранения, но оно возникает нечасто. На этот раз я реши возвращаться в деревню и оставить маршрут через перевалы до следующего раза!

За день прошёл около 50 км! Отлично для пешего дня по горам. Взятая палатка, спальник и еда мне не пригодились в этот раз, но всему виной время года. Всё же самый сезон здесь в августе, а в начале июня многие тропы требуют особого снаряжения. Не смотря на всю мою усталость и желание поскорее сделать ужин и развалиться в палатке, я не стал оставаться в деревне. Там не было доступного электричества и интернета, в отличие от посёлка Мульта, что в 10 км пути.

Ещё до темноты я успел перебраться от деревни до посёлка. С поиском места ночевки было уже сложновато – сумерки, многие уже спят. По пути попадались в основном подпитые парни недружелюбного вида. Всё же на окраине посёлка я нашел домик, хозяин которого ещё не спал был не против помочь с зарядкой аккумуляторов перед моей поездкой к Белухе. Пообщаться с хозяином мне не удалось. Ему нужно было убежать в посёлок за приключениями на ночь, так что я провёл вечер в интернете, а ночью меня нашёл подпитый парень, которого я встретил по дороге. Забавный молодой деревенский паренёк, только после армии. С равными шансами он мог нарваться на драку или душевный разговор! В итоге я угостил его горячим чайком, и ситуация склонилась ко второму варианту развития событий. Вспомнились 90е годы, когда можно было огрести просто так, только из-за того, что ты оказался в не в том районе и просто попался на глаза.

Белуха

Подошло время отправиться к жемчужине Алтайских гор – г.Белухе. Это высшая точка Алтая, 4509 метров над уровнем моря, и, как водится — это священная гора. На вершину ведут только альпинистские маршруты высокой сложности от 3Б. Есть семитысячники проще, чем Белуха! Поэтому у меня в планах не стояло покорение вершины, а вот пробежать по окрестностям – за милую душа, так же как это было и у Эвереста, несколькими годами ранее.

С утра мой новый друг Илья принёс мне заряженную технику. Я к этому времени я уже успел позавтракать и собирал вещи в дорогу. Бак был полон почти на половину, так что на заправку я не стал возвращаться и прямиком отправился в деревушку Кучерла.

Большинство пеших маршрутов начинаются именно оттуда, потому что дальше сносной дороги не найти, да и сейчас там не каждая машина пройдёт. Навигатор повёл меня каким-то очень странным боковым маршрутом, и я уперся в гору. Грунтовая дорога с уклоном градусов в 30. На пустом байке можно забраться на адреналине, а мне с кофрами было совсем не вариант. Любая ошибка и байк завалится на бок и сползёт до самого низа, вероятнее всего оторвав боковую кофру, и хорошенько прижав ногу. Пришлось рассматривать карту и искать нормальный путь. К слову, инета в Кучерле нет, поэтому хорошо там иметь офлайн карту.

Зонтик готовь перед выходом в горы!

С самого утра над горами зависали дождевые облака, они подошли ещё прошлым вечером, но я успел выехать до трассы. В этот же день погода не только обещала хороший ливень, но и поливала кратковременными дождями. В этом был и плюс – грунтовая дорога перестала быть пыльной. Этот плюс рисковал превратиться в здоровенный минус – по размытой дороге я не смогу подъехать ближе к горе. Да и идти 60 км по дождем туда и столько же обратно ну такое себе удовольствие!

За Кучерлой дорога есть! Около 18 км. По пути меня догнали ребята на кроссовых байках и рассказали, где я смогу проехать и оставить свой мотоцикл. Сами же они намеревались доехать на байках до самого озера. Я до сих пор не понимаю, как бы это у них получилось!

По пути опять забилась карта памяти, сделал небольшую остановку

С правой стороны реки по направлению к горе строятся что-то вроде тур. базы, есть мост через реку Кучерлу. Он открыт не всегда, мне же повезло, и я не уперся в замок на воротах. Это было бы обидно. Оставил же я свой мотоцикл у домика лесника, и уже оттуда начался мой пеший путь к Кучерлинскому озеру.

Тропа через лес вдоль реки не такая разнообразная, как тропа к Мультинским озёрам. Она немного длиннее и с большим набором высоты. Почти всю дорогу лил дождь. За облаками скрывались снежные вершины и было совершенно не понятно, какая погода ждёт меня дальше. Прогнозы погоды в горах чаще срабатывают у гадалок, чем у метерологов, слишком часто погода меняется.

По пути я собрал трёх клещей, двое из которых меня успели немного укусить. Присосаться не успели, но след на коже оставили. Это был эпик фейл, потому что я не сделал прививки заранее, был не застрахован, и потерял, укусивших меня клещей. Тут начался обратный отсчет – три дня на то, чтобы сделать укол иммуноглобулина, иначе есть хороший шанс на энцефалит, а эта прелесть не лечится, может сделать инвалидом или даже достаточно быстро убить. Делайте прививки друзья, перед тем как ходить в лес, а лучше сильно заранее. По пути, на костровом месте я встретил двух туристов с котом. Они насобирали 13 клещей на двоих, 13 клещей, в дождь! Тут должна была заиграть тревожная музыка, но и без того ситуация становилась всё напряженнее.

Уже под самый вечер я достиг точки назначения – Кучерлинское озеро. Полностью сырыми были дождевик и обувь, немного намокла кофта и штаны. Всю одежду и рюкзак пришлось снять и вытрясти. Именно тогда был найдет третий клещ, которому так и не удалось ухватиться за мои нежные телеса. Всё это под моросящим дождём.

На костровом на ночевку я оставался не один. Чуть раньше меня туда пришло сразу две группы туристов, один из них мотоциклист, я даже встретил его несколькими днями позже на трассе на мотоцикле Африкатвин, он тоже успел отхватить клеща и намеревался сдать кровь на анализы. От него я узнал, где ближайшая больница, куда обращаться с клещами.

На стоянке пришло осознание того, что я не взял с собой чай и тапки. Вернее, чая были жалкие остатки, и новая пачка осталась у мотоцикла. Тапки пригодились бы, пока я гонял по лагерю, в то время, когда у костра сохли мои полностью вымокшие и постиранные кроссы. Чайком угостили ребята, а уже позже я заваривал смородину, кусты которой регулярно попадались у ручьёв. Особенно приятно было заварить смородину на перевале с видом на Белуху днём позже.

Ночь выдалась спокойной и дождь наконец-то кончился! На озеро спустился туман, прямо как в фильме по книге Кинга и стало совсем тихо.

На утро было два варианта действий. На случай плохой погоды пробежаться вокруг озера, посмотреть на водопады, а то и добежать до верхнего озера, если позволит тропа. На случай хорошей погоды – тропить на перевал к Белухе. Внимательный читатель уже понял, что с погодой мне повезло!

К перевалу я шёл один. Так как ребята остались покорять водопады у озера. Мне же нужно было спешить, чтобы успеть попасть в больницу в Усть-Коксе на укол. Дорога тяжелая, но очень красивая, особенно когда уже поднимаешься выше зоны леса. Вокруг цветут цветы, бегут ручьи и кое-где лежат сугробы.

Высшая точка перевала находится на высоте в 3100 м. Мне нужно было добраться туда, чтобы открылся обзор на Белуху и кабаньчиком спускаться другой тропой к мотоциклу. То есть подняться на 1400 метров, а затем спуститься почти на 2000 метров — это амбициозная цель на день.

По пути есть место для привала. Большинство групп делают перевал за два дня и останавливаются “У Кедров”. Я же спешил из-за клещей и два ходовых дня собрал в один. За весь путь попались только двое туристов, они так же как и я шли покорять перевал. Только мне нужно было свернуть по хребту, а ребятам спуститься к озеру Аккем.

Мне очень повезло с погодой, по крайней мере до перевала. Я попал в погодное окно и даже успел повидать Белуху и Аккемское озеро. Как раз за Белухой шли мордорские тучи, сулившие неслабые осадки, и возможный ураганный ветер на хребте. Кое-как я успел до дождя приготовить обед на перевале и даже немного сбросить высоты.

После чего небеса разверзлись и всё сущее сгинуло во мраке, ну или как-то так. Жопу мне намочило знатно, а дорога вниз превратилась в скользкое опасное болото. Местами нужно было переходить большие снежники, максимально обходя места возникновения возможных лавин. Ещё раз напишу, что одному в горах ппц как опасно, не делайте как я. Я прожил славную насыщенную жизнь и мне не страшно умереть глупой смертью.

После первой волны непогоды у меня выдалась передышка. Некое затишье перед бурей. Основная масса туч ушла в сторону, но

Сырые кроссовки начали натирать ноги. Какое-то время спасал пластырь, но лишь от части. Когда я спустился до зоны леса, идти стало безопасней и спокойнее. Тропа убита конными прогулками, как поле после мотокультиватора, и всё развезло под дождём. Идти можно, но медленно и очень аккуратно. Бегать я бы тут и в хорошую погоду со здоровым коленом не смог.

Под конец пути есть финальный серпантин – это за полтора км нужно спуститься на пол километра высоты по узкой тропе с шикарным видом! О ней приятнее вспоминать в тепле на диване, а забыть просто невозможно! Славный получился поход!

Заночевал у домика лесника рядом со свои железным конём. Я описать не могу, как я был рад, что добрался до самого мотоцикла, тем самым завершив пешую часть маршрута и укутавшись в тёплые сухие вещи, предварительно, конечно, встряхнув от клещей всё сырое. Гнать до посёлка уставшим, на ночь глядя, по размытой дороге — это явный перебор даже для меня. А вот ночь в сухой палатке, после плотного ужина со сладостями – это то, что доктор прописал!

0
X