Индия. Автостопом и со вписками. Часть #4 Гималаи и Ганготри

Выезд из Ришикеша

Насидевшись на одном месте в Ришикеше, где всё очень спокойно и мелонхалично, я собрался в новый путь. Всё началось ещё в храме Сикхов, там на стене висела карта с пешим маршрутом до храма Ганготри и дальше на север к высотам более 4000км над уровнем моря. Судя по слухам можно было пройти только часть пути, так как до самого лета дорога закрыта и непроходима. Мне захотелось выяснить насколько далеко по ней я смогу дойти, ну и, конечно, посетить одно и святейших мест Индии.

Рано утром со своим здоровым рюкзакетом я отправился из центра Ришикеша, к дороге, которая ведёт на север. Для этого мне пришлось прогуляться не меньше часа по городу, можно было снять рикшу или кого нибудь застопить. Впрочем прогулка хорошо разминает ножки перед дальней дорогой.

У поворота я наткнулся на табличку с указанием того, что я на верном пути и что, до Ганготри ещё 265км. Если бы мне понадобилось проехать это расстояние в центральной части России то за 3-5 часов я бы выполнил это, но здесь всё не так. Сам Ришикеш – это уже северная часть Индии, а за ним начинаются более серьёзные перевалы, машин гораздо меньше ,чем парой сотен км южнее. К тому же ещё не сезон и мало кто ездит на север, ведь постоянно дорога бывает заблокирована снегами.

Так и мне не повезло на повороте – ни одной машины и я продолжил идти пешком, несмотря на то, что раннее утро переходило в начало дня. Проехали пара моторолеров, я даже не пытался их застопить, хотя позже понял, что это лучший вариант перемещения по местным дорогам, хоть и достаточно неудобный.

По пути, где то уже совсем на границе города на глаза попалась карта, которую я сфотографировал. Она мне не раз пригодилась, ведь других какрт у меня не было, не считая гугла в ноуте, который мог сесть в любой момент. Как можите заметить, на карте отлично выделяется озеро – озеро Техри, которое я советовал бы посетить всем любителям красивых мест. Не думаю, что оно популярно среди туристов и часто встречается в путеводителях, но местечко и вправду славное. Тогда я это только предпологал и проложил маршрут поближе к озеру. Думал даже, что там можно заночевать, если есть хорошее место для стоянки. Мне совершенно некуда было спешить.

Поехали! Включаем режим стопщика

Где-то там же, на границе города я умудрился застопить водовоз, который был мне попути. Покорять местные перевалы на такой машине дело интересное. Каждый раз когда дорога резко забирает вверх, часть воды из машины выливается прямо на дорогу. Видимо нет необходимости довести её в целости. Водитель был рад подвести незнакомого человека, даже не потому что иностранец, просто не скучно ехать, да и есть возможность поделиться с туристом информацией о хороших местах неподалёку.

По пути на обочине на глаза попался павлин. Это был первый павлин, которого я видел не на экране телевизора, а в живую, вольяжно расхаживающего вдоль дороги где-то в горах. Вообще в этих местах много интересных животных, а когда-то водились и тигры, пока люди не заняли добрую часть здешних территорий. Об этом также поведал мой новый друг, подкинувший меня км на 20-30. Ехали мы очень медленно, но при этом нас абсолютно никто ниразу не обогнал.

Пока было время опять прогуляться пешком, ведь стоять на месте дело очень скучное. На глаза попались местные кактусы. Они удивляли, и дело не в том, что некоторые были больше меня размером и больше походили на деревья, а втом, что высота здесь уже больше 1000м и достаточно прохладный климат. Совсем не место для кактусов. Хотя это всё шаблоны, всё с детства, что в пустыне жарко и сухо, и что только там растут кактусы.

Попалась и небольшая пещерка. Раньше на месте дороги была тропка к далёким деревушкам и путники останавливались на ночевку в таком удомном месте. А уже потом много лет спустя из тропки сделали полноценную дорогу и положили асфальт. Так же вдоль дороги постоянно попадались скалы и некоторые достаточно крупные. На них можно было взобраться и сделать хорошую фотографию. Я тоже такой шанс не упустил.

Чуть позже меня подобрала тройка молодых ребят, которые ехали на работу в соседний посёлок. По пути они затормазили у вполне симпатичного кафе и накормили традиционной местной едой. Лепёшка из рисовой муки и сосус из чечевицы с кучей специй. Вполне сносная еда, хотя кому как. Сие блюдо уплетается так – одной рукой отрывается часть лепёшки, сворачивается так, чтобы можно было захлебнуть ей часть соуса и аккуратным движением опустошается часть тарелочки с этим самым соусом. По пути можно закусить порезанным луком или перцом чили, которые всегда присутствуют на столе.

Городок Чемба

Первый небольшой городок по пути – Чемба. Находится прямо на перевале на большой высоте. Тут даже в кофте было прохладно, так, что мне пришлось пододеть термобельё. Так же здесь нужно было поймать новую попутку, так как ребята отправились по своим делам. Для этого нужно было найти дорогу из городка, что впрочем  не сложно – большая дорога здесь одна. Архитектура достаточно стандартная для Индии – домики напоминающие гаражи, один на одном. И все эти домики усеяли верхушки и склоны окружающих холмов – симпатичненько.

За городом начиналась дорога к озеру Техри. На ней я за несколько минут поймал машину, развозившую рабочих. Не так уютно, зато я двигался дальше.

Озеро Техри

Озеро Техри впечатляет с первого взгляда. После всех этих грязных речек в Индии, мягко говоря «пахнущих», заваленных мусором и коричневых от стоков лазурное озеро потрясает. Тут задумываешься на сколько люди загрязняют окружающую среду.

Техри удивительное место! Я сошёл с машины, чтобы сделать несколько фотографий и просто прогуляться вдоль этой красоты.

По пути мне попалась огромная дамба. Пешком проходить здесь нельзя, особенно иностранным туристам с фотоаппаратами, поэтому пришлось подыскать транспорт. Вернее он нашёл меня.

Молодой парень, студент, который навещал здесь родственников, предложил прокатить меня вдоль берега на своем байке. Я не отказался, хотя слабо представлял, как усижу на заднем сидении с таким огромным рюкзаком. Это был мой первый «мотостоп». Рюкзак постоянно перевешивал назад, при этом пока мы ехали я делал фотографии одной рукой, другой же держался за водителя.

Горная дорога в Уттаркаши

За озером погода начала портится, а мне снова нужно было найти попутчиков. Вот только поток совершенно иссяк. За полчаса-час никого. Я уже начал думать, что свернул не туда, но других дорог в моём направлении просто не было, да и парнишка говорил, что мне нужно двигать этой дорогой. Я уж подумал, что заночую здесь и начал высматривать хорошее место под палатку, как начался дождь. А через пять минут меня подобрали весёлые ребята. Бухгалтер и бывший военный.

Повезло, что не пришлось сильно мокнуть на улице в этих прохладных, но очень красивых местах. Горными перевалами мы удалялись от озера. Как рассказали мужики, здесь есть два вида транспорта: личный и небольшие джипы на 6-8 человек, которые ходят от посёлка к посёлку по расписанию. Автобусам здесь не проехать. Так что местные справляются тем, что есть.

Добрую часть пути я смотрел в окна. Смотреть было на что. За залитыми дождём стёклами окон машины мелькали зелёные и голубые вершины, а в ущельях бежали быстрые узки речки. По склонам гор были раскинуты деревушки с  многоуровневыми рисовыми полями и деревьями, названия которых я не знал.

Мы продолжили путь даже вечером, когда дорогу почти не было видно. И без того опасные горные дорожки, но ночью, это что-то с чем-то. Ветвящаяся вдоль склонов дорога без намеков на освещение и ограждения, встречные машины на узкой дороге и огни маленьких далёких деревушек – атмосферно!

На ужин мы остоновились в придорожном кафе. Видимо, водители здесь частые гости, потому, что зарабатывать здесь нечем. До ближайших посёлков десятки км горных дорог в обе стороны – как они тут живут?

Готовят еду в традиционных печках, выращивают немного риса и ведут продажи через небольшой прилавочек. Нам предложили чай с молоком и несколько лепёшек. Простенько, но на пустой живот вполне сойдёт!

Мы ехали достаточно долго. Нужно было добраться до города, там можно было найти хороший ночлег. На трассе опасно. За окнами стало совсем темно и ночь начала вступать в свои права.

Чуть позже высыпали звёзды и вид за окном стал по настоящему удивительным. Было такое ощущение, что мы не едем по дороге, а летим где то в космосе и повсюду от нас в далеке сияли звёзды. Не только над нами, но и ниже дороги. Как такое могло быть?

Оказалось, что внизу сверкали не звёзды, а огни одиночных домиков, похожие на свет звёзд. Удивительно похоже. В горных городках Индии свет есть далеко не везде. Улицы не освещаются и свет горит только в окнах маленьких одноэтажных домиков, усеявших склоны. К сожалению, мне не удалось это сфотографировать – на ходу фотографии в темноте очень смазываются, а когда ты уже заехал в город, то вид уже не тот.

Тем более, что заезжали в город Уттаркаши по воде. Вместо нормальной дороги мы ехали прямо по ручью. Было ощущение, что приедем мы прямо в озеро! В итоге же мы остановились в центре городка, на небольшой торговой улочке, где всё ещё кипела жизнь, не смотря на ночь.

С впиской у меня не получилось, поэтому я решил переночевать в палатке, прямо в центре. Был вариант гостиницы, но отдавать 2000 за несколько часов сна на койке совсем не хотелось. Палатку я поставил прямо на площадке у гостиницы, они не были против, да и мне в путь ранним утром.

Второй день в пути к Ганготри

Удивительно как успевашь выспаться в любых условиях за несколько часов в пути.

В палатке мне никто не мешал всю ночь, а ранним утром городок начал просыпаться, а люди неспешно идти на работу.

Я сложил свои вещи и отправился на рынок, где я взял немного фруктов на завтрак и в дорогу. Уточнил у местных направление и пешком стал выбираться из городка, попутно завтракая.

На выезде из города меня согласился подвести молодой паренёк на мотоцикле. За эти несколько поездок я так привык к мотоциклам, что был одинакого готов ехать на двух и четырёхколёсной технике. На мотоцикле даже  есть преимущество – можно фотографировать. Единственное ограничение – твоя ловкость. В машине зачастую грязные окна, даже окно, если есть сосед по сидению. А на моторолере все 360 градусов в твоём распоряжении.

Мне не удавалось поймать попутчиков на большие растояния и 260 км делились отрезками по 5, 10, 20 км. Но последней машиной была фура, которая подвезла меня на 50-60 км. Это очень ощутимо, потому, что мы ехали вместе часа три, а то и больше. При этом я был не в кабине с водителем, а удобно развалился и спал в кузове среди разного барохла. Лежал на новом в пакетике матрасе для кровати, тут же рядом были развалены кирпичи, кухонная утворь и огромные пакеты с одеждой и постельным бельём. Такое ощещение, что кто-то переезжал в строящийся дом. Мне так и не удалось пообщаться с водителем. Получилось так, что я остановил фуру, водитель не спрашивая куда мне указал, что могу запрыгивать в кузов и мы поехали, а на выходе они остановились и сказали, что приехали.

Зима, приехали! Наша остановка!

В машину я запрыгивал вокруг цвели цветы и зеленела травка, а когда после сна я выбрался наружу всё уже было в снегу. Хорошо видимо поспал.

Дальше нужно было идти пешком, просто потому, что дальше никто не ехал. Следы от машин были, но видимо слишком редко, здесь вообще кто-то проезжал.

За час с лишним пути пешком мне не попалось ни одной машины. Ни попутки, ни на встречу. Да и людей тоже не было, чтобы хоть о чём то распросить. Я знал, что по карте мне до следующего поселка 15 км, а там недалеко и храм Ганготри, ещё 10км.

Сама же дорога была удивительна красивой. Я шёл вдоль реки – истоком Ганга. Со всех сторон зелёный лес припорошенный чистейшим белым снегом. По склонам гор скатываются ручьи, временами превращаясь в причудливые водопады.

Благо на такую погоду я взял тёплых вещей. Если ты приехал в Индию, не значит, что здесь будет жара! Впрочем, мне пришлось одеть всё что у меня было и этого как раз хватило для комфортного путешествия. Тёплые штаны, кофта, термобельё и треккинговые ботинки с непродуваемой ветровкой – отличный вариант!

Дорога была завалена лавиной. Думаю все местные об этом знали. Снег сошёл несколько дней назад и машинам здесь было не проехать. Мне пришлось делать выбор – рисковать и перебраться на ту сторону, а потом ещё и пилить больше 10 км, не зная, есть ли там кто живой и, может, упереться в очередную лавину, либо же разворачиваться и драпать в какое-либо другое место за приключениями. Конечно, по глупости, я решил продолжить путь.

Даже бы если я никого не встретил, у меня была с собой еда, палатка и фотик. Я бы нашёл чем заняться, а потом вернулся обратно. Так, что не теряя времени я осторожно перебрался на ту сторону лавины и пошёл дальше.  Все самые красивые виды я старательно сохранял на своей камере, не зря же я её сюда взял.

Дело уже было к вечеру, когда зарядил снегопад. Он добавил атмосферности этому месту. Но могла разыграться и совсем неприятная погода, тогда бы пришлось прятаться в палатку.

Указатель на дороге показал, что до Ланки всего 1 км. Это вселяло оптимизм, какое-никакое поселение там есть. По факту там ещё до домов показалас военная база. Интересный поворот, но кк минимум там были люди. Они подсказали, что впереди живёт глубоковерующий и известный Баба с послушниками и у них можно заночевать.

Ребята и вправду оказались очень гостепреимными. Меня поселили в гостевом шатре и дали тёплые одеяла. После отдыха меня позвали на ужин, где мы немного рассказали о себе. С английским у нас у всех было так  себе, но мы друг друга поняли.

Утром, почле завтрака, я уже без лишних вещей отправился к храму Ганготри. Для этого нужно было пройти ещё 10 км пути.

По пути встретились небольшие городки рабочих. Они ежегодно востанавливают дорогу после непростых зим. Готовят её к туристическому сезону. Это очень не простая и опасная работа на самом дела. Здесь эти ребята и живут, пока дорога будет не налажена, в маленьких хибарках на краю дороги. Ни о каких удобствах там нет и речи. Всё это никак не мешает быть им позитивными и гостепреимными.

Дорога  очень живописная. Идёшь, оглядываешься, останавливаешься, чтобы вдохнуть поглубже чистейшего горного воздуха и просто, чтобы остановить момент.

Утро выдалось солнечным. Как я заметил, погода не такая непредсказуемая в горах как кажется.  Обычно утро наполнено солнцем, а вечером собирается дождь или снег, стихающие ночью. А вот Днём и Ночью впринципе может быть всё что угодно.

На пути встретился вот такой домик – святилище, с него открывается хороший вид на дорогу со стороны. Здесь же можно укрываться от осадков, заставших в пути.

Рядом с дорогой живёт ещё один отшельник, не уверен является ли он, как местные называют Бабой», но живёт он здесь круглый год. В маленькой хижинке, на краю обрыва. Выращивает всё что ему необходимо, а втуристический сезон, думаю, ему и денег подкидывают. Он прикласил меня на чай, а я не отказался. Так что за него и за горы!

Храм Ганготри расположен в одноимённом посёлке. В это время года почти абсолютно пустующем. Сейчас здесь обитают лишь несколько монахов, которых не так просто встретить. Каждый год зимой жизнь здесь замирает. Вместе с туристами уезжают и местные на зимовку в южную часть страны. А всё потому, что зимой сюда никак не проехать, а путь пешком чудовищно опасен.

Но даже пустующий город обладает позитивной атмосферой. Во всяком случае в солнечный день. В дождивый же день вместо солнца здесь местные монахи в оранжевых робах.

Храм я нашёл без проблем, посёлок крошечный. Расположен с двух сторон от истоков реки Ганга. Через речку есть несколько мостов, а вода в ней невероятно лазурно зеленоватого цвета!

Храм оказался закрыт для посещения. Для меня не страшно, ведь я сюда шёл не для того чтобы стенами любоваться, а открыть для себя кусочек индийских гималаев. Тут же мне в подарок вручили ещё порцию горячего чая с молоком и пачку индийского печенья. Что ещё нужно для отличного дня.

Дорога за Ганготри совсем перекрыта ещё на несколько месяцев. Сама дорога такая же широкая как и проезжая, но транспорт туда не ходит. Поломники и туристы преодалевают этот путь пешком. Мне же нужно было возвращаться, ведь я уже сделал то что хотел, и пора отправляться за новыми приключениями.

На обратном пути я захватил маленький сувенирчик – розовый гранитный камушек из священного места Ганготри, места истока священной реки – Ганга.  Люблю бесплатные или недорогие сувениры со смыслом и памятью, о какой-либо истрории, например о истории путешествия в индийские Гималаи.

Добравшись до места вчерашней ночевки, где меня уже ждали мои новые знакомые, я собрал вещи, отобедал и попрощался с ними. Не видел смысла задерживаться здесь ещё на день. Погода портилась, а в непогоду в этих местах совсем не так хорошо. К тому же приближался праздник Холи, который я хотел встретить в солнечном и тёплом городе Варанаси, далеко ниже по течению реки Ганга.

На обратном пути я снова остановился у места схода лавины. Рабочие уже добрались сюда и с помощью ьехники приводят дорогу в порядок. Я пришёл в тот момент, когда можно было без опаски и усилий перейти на другую сторону.

Оставшуюся чать пути пройти было не сложно, за исключением того, что обувьвымокла после снегопада и сырого снега на дороге. Была большая вероятность намозолить себе ноги, ну или немного заболеть.

В итоге я получил несколько ноющих мозолей, но всё же добрался до места, где можно было поймать машину на выезде из посёлка.

Дело было уже под вечер когда проходящие фуры подобрали меня. По пути я отложил кучу кирпичей – такого опасного вождения я в жизни не видел! Ехать не сбавляя скорость на фуре, по сырой дороге в метре от обрыва – это жесть. Ты наблюдаешь всё происходящее не откуда нибудь а с высоты, в легковушки такого ощущения нет. Когда ты ближе к земле сердце спокойнее. Тут же можно было поверить в любого бога, а альтернативой была пешая прогулка с мозолями на десятки часов. Я всерьёз задумывался о таком варианте, да случая выйти не предоставлялось.

Меня довезли до Уттаркаши, городка, в котором я уже останавливался на ночевку. При всём этом, как раз туда же, где я уже ставил палатку в прошлый раз. Я без проблем повторил процедуру и наконец-то крепко заснул.

Возвращение

Утром навестил уже знакомый рынок и пополнил запасы провизии. На этот раз мне нужно было выходить в противоположную часть города и с попутками мне поначалу не везло. Зато везло на погоду и хорошенькие пейзажи горного городка.

За несколько часов я сменил три легковых машины с жизнерадостными спутниками, которые подкидывали меня от одного посёлка к другому. Они были удивлены, что я вообще побывал в Ганготри, ведь ещё месяц дорога туда будет закрыта, для масс людей. А я в свою очередь слушал истории жизни в этих небольших посёлках и не уставал смотреть в окно на проезжаемые красоты.

В эти края можно смело идти небольшой дружной компанией искателей приключений и активного отдыха. Здесь можно бродить десятки дней, посещая горы, реки, озёра и небольшие деревушки, удалённые от больших городов и как-будто отделённых стеной от идущей всеобщей глоболизации.

По пути кроме красот природы попадались и огромные сады, ухоженные местными жителями. Фруктовые деревья и кусты. Удивительно что здесь успевали созревать плоды  теплолюбывых растений, ведь здесь достаточно прохладное лето и суровые зимы.

Кое-где полным ходом шёл ремонт дорог. Вроде ничего необычного, но занимаются этим в большинстве женщины. Таскают и дробят камни, работают лопатой, кладут асфальт. Не просто воспринимать глазами европейского человека, но здесь так заведено. При всём этом за это почти не платят, а женщины очень боятся быть «уволенными». Семьи здесь тоже совсем не как у нас, но чтобы понять, нужно прожить здесь несколько лет, а не проехаться за несколько дней.

К концу дня я добрался до Ришикеша, где не провёл и часа. Мои друзья уже успели выехать в Дели и я тоже решил последовать их примеру. Выезжать нужно было поздним вечером. Солнце уже садилось, что усложняло возможность поймать попутку и добраться до Дели до утра. Ночью теряется самое главное преимущество при движении на попутках в этой стране – проезжающие не видят, что ты иностранец и останавливаются не так охотно.

Мне же повезло с закатом застопить фуру почти до самой столицы, так что в городе я был чуть заполночь, где добрался до места вписки у первого моего хоста в Дели – Видхи Чарайя, мастера по йоге.