Непал. В пути к Эвересту в сезон дождей. Часть 5. У подножья Эвереста

Проснулся я рано утром, ещё до рассвета. Нельзя упускать шанс пройти путь по хорошей погоде, а она в 9–10 часов утра уже заканчивается. Так и в этот раз, погода за окном была шикарная! Пока я собирал свои вещички, выглянуло солнце. Оно осветило гору за окном, и этот видок меня поразил. Такого пейзажа за окном у меня ещё никогда не было! Это была мощная, здоровенная гора, слегка укутанная утренними облачками и снегом на фоне голубого неба. Я бы прослезился, будь я чуть более чувственным.

Порция чайка с печеньками, благодарности хозяйке кафешечки и в путь. Да, местные даже в несезон встают очень рано — в 4–5 утра, так, что мне будить никого не пришлось. Свежий подгоняющий ветерок, горы со всех сторон, и тропинка, убегающая куда-то за поворот — это всё невероятно круто! Вот так должно начинаться Доброе утро! Тут я сразу забываю, что вечером еле дополз до хижины и пару раз чуть не откинул копыта, но разве это важно?))

Невероятные пейзажи сменяют друг друга. Одна гора, лучше другой, не говоря о долинах и ущельях, о ручьях и озерках из талой воды и месива камней с вершин гор. Ради этого стоит вставать пораньше! На твоих глазах всё это затягивается туманом и облаками и это тоже всё безумно красиво! Правда, с другой стороны, ты как будто получаешь пинок, чтобы двигаться быстрее. Когда облака накроют, опять ливанёт дождь, а ботинки итак до конца не просохли после вчерашних приключений.

Развилка

Так я дошёл до основной развилки. Тут тропы соединяются в одну: моя, с перевалами и туристическая, или основная, кому как лучше звучит. Именно здесь можно было ожидать прибавления туристов на маршруте, но в тот день мне повезло, и я встретил лишь две группы, уже возвращающиеся из Горак Шерпа. Кстати, группа американцев с гидом, то же в этот день собирались в Горак Шерп, как и я, но ни утром, ни вечером я их не видел. Скорее всего, они вышли позднее меня и остановились где-то по пути.

На пути, в паре километров от Горак Шерпа я познакомился с молодым парнишкой. Слово за слово, мы разговорились, и он рассказал о брате, у которого можно остановиться бесплатно. Это была потрясающая новость, хоть и вызывавшая сомнения. Парень занимался тем, что собирал какахи Яков *тут без комментариев. Какахи Яков — вещь многофунциональная — они используются в строительстве и как топливо для обогрева помещений и приготовления пищи. Как не странно сухие они не пахнут.

Горак Шерп

С этим товарищем мы пришли в Горак Шерп, по факту это 4 кафе/ресторанчика со спальными домиками в местности похожей на пустыню. Все 4 работают, хотя туристов здесь не было видно. Мы прошли в дальнюю лоджию, куда меня вёл этот парень. Уже тогда я думал, что он просто хочет получить откат от хозяина заведения за приведённого туриста. Он познакомил меня с хозяином, и я сразу выложил и ему, что денег у меня нет ну вообще, так что если с этим есть какие-то проблемы, я просто пойду дальше. Хозяин посмотрел на меня оценивающе, видимо понял, что брать с меня нечего, и разрешил остаться у него бесплатно сколько угодно долго, только не рассказывая об этом другим его постояльцам. Еда естественно моя, принесённая. Условия крайне меня устраивающие.

Постоялец у него был всего один. С ним мы познакомились в тот же день. Это парнишка, родом из Китая по имени Ким, примерно моего возраста. Вру, моего возраста! Мы с ним родились в один день, и он пришёл сюда затем, зачем и я — отпраздновать Днюху у Эвереста! Потрясающее совпадение! Вот бывает же! В б/л Эвереста он уже побывал и теперь дожидался 8 июля, чтобы подняться на вершину Кала Паттар. Я предложил отпраздновать ДР там вместе и так и решился вопрос, как провести ближайшие пару дней.

Располагаюсь на дневку

В этот день можно было отдохнуть, раскидать вещи и пробежаться по округе, пока нет дождя. Так я и сделал. Комнатка, выделенная мне, была довольно приличная. У меня было сразу две кровати с теплейшими одеялами и простор для личных вещей. Там было даже электричество — одно из чудес современного мира! Что ещё нужно для счастья?!

Над деревушкой неслись облака, иногда накапывал дождь. Это очень забавно, при том, что прямо за домами находилась небольшая песчаная пустыня. На ней ни росло ничего, а песок был как на морском пляже. Всё объяснялось высотой и суровыми погодными условиями этого района. Горак Шерп стоит на высоте в 5164 метра, и мало что вообще способно здесь выживать. С другой стороны деревни обрыв вниз к леднику, за которым то и дело были слышны лавины и камнепады, одну мне даже удалось запечатлеть. Ощущения жуткие, когда где-то вдалеке грохочут падающие камни или снег. В момент землетрясения 2015 здесь, наверно, был ад, это даже представить себе невозможно.

Вечер наступил быстро, а в воздухе уже летало предвкушение завтрашней вылазки в базовый лагерь Эвереста, откуда начинаются все восхождения на эту Великую гору. За день здесь так больше и не объявилось ни одного туриста, так что вечер был тихий и спокойный, а за окнами кафешки накапывал дождь. Было время, чтобы подготовить всё необходимое для утренней вылазки, и не тратить утром на это драгоценное время.

Утреннее восхождение

Так и получилось, утром нужно только было проснуться, прыгнуть в штаны, хватануть рюкзачок с пожитками и выходить. Рюкзачок мне, кстати, одолжил хозяин заведения, чтобы мне не пришлось тащить мой или не тащить всё в карманах. А с собой был качественный Индийско-Кашмирский чайок, шоколадина Марс и печеньки. Ну и тапки, мои любимые, без которых не обходятся мои путешествия, даже в таких холодных местах.

На выходе меня встретил харизматичный белый конь, взявшийся непойми откуда. Причём он был с такой же стильной прической как у меня, за что ему отдельный зачёт! Он по любому пришёл пожелать мне удачи и выпроводить меня из Горак Шерп.

От Горак Шерпа до базового лагеря пешком всего час полтора, дорожка прямая и заблудиться просто нереально. Топаешь вдоль ледника, постепенно набирая высоту и постоянно запинаясь об камни, потому что вниз тоже нужно смотреть! Это было самое лёгкое утро за последнее время, ведь уже не нужно было тащить мой немаленький рюкзачок, набирая безумные высоты.

Я шёл четко по GPS и, когда добрался до базового лагеря, оказалось, что нет базового лагеря. Летом в несезон его просто нет, да и прошедшее землетрясение существенно снизило количество людей желающих покорить гору. А в непогоду их вообще нет. Вот такие пирожки друзья. На месте лагеря растянуто множество лент с флажками, одиноко колышущихся на ветру. Есть множество следов, что когда-то здесь были люди, но сейчас они как будто второпях собрали вещи и ушли.

Базовый лагерь Эвереста

Своя атмосфера здесь всё же есть. Тысячи людей начинали свой путь на вершину здесь. Здесь на неё открывается хороший вид. С погодой мне повезло, и вершину было видно хорошо. Когда-то я думал, что приду сюда, и мне безумно захочется покорить эту горы, но по факту это не так. Добравшись сюда, я стал понимать, что это не так сложно как кажется. Несомненно, дальше путь куда сложнее и опаснее, но в тот момент мне совсем не казалось, что он стоит свеч. Настолько рисковать своей жизнью, ради галочки посещения главной вершины мира — это очень сомнительно. Да, другое дело, если ты уже многое в своей жизни видел и это вершина логичное её продолжение, но для меня, который видел ещё так мало, вполне хватает и благородного вида Эвереста с высоты в 5 тысяч метров. Об этом я думал, рассиживая в этом уникально месте, распивая потрясающий чай и хомяча, принесённые на эту высоту ништяки.

Задерживаться я там не стал. Со стороны деревушки уже шли угрожающего вида дождевые тучки, а с одного из склонов к леднику, тихонько шурша, сошла небольшая лавинка. Над лагерем, на горе Пумори тоже висела здоровенная гряда снега, готовая в любой момент отправиться в путь. Я не хотел дожидаться этого и отправился в путь сам, назад в деревушку. И вовремя — к моему возвращению как раз начался очередной высокогорный дождь. Удивительно! Везде вокруг снег, а идёт дождь, чудеса.

После обеда до деревушки дошло две группы туристов. Обе я пытался заманить именно в нашу кафешечку, чтобы хоть как-то отблагодарить её хозяина. Но хозяин первой хаты на деревне оказался куда опытнее в этих делах и переманил туристов. Причём второй группой были те самые американцы с гидом, неторопливо добирающиеся из Гокио. Оставшуюся половину дня я бездельничал, как и в предыдущий день, разве что прогулялся к колодцу за пустыней и прошпионил откуда они берут здесь воду.

Ночевка

Вечером, чтобы в очередной раз не уплетать один из своих питательных и безумно вкусных бич пакетов я удачно сменял селфи палку на огромную тарелку жареной картошечки. При этом договорился, что денёк палку погоняю, чтобы снять видео на вершине Кала Паттар. Для справки — порция картошечки там стоит, как 6 таких селфи палок. Сделка явно выгодная! К картошечке добавились парочка консервированных сосисок, заначенных на дне рюкзака на особый случай.

День Рождения и выход на вершину Кала Паттар 5644м

Вставать в свой День Рождения в 5 утра — это, конечно, круто! Погода меня не подвела — даже при такой темноте было видно, что погода будет ясная и у меня всё получится. Рюкзак, готовенький, заправленный ништяками, ждал меня всю ночь. Атмосфера волшебная с самого начала.

В деревушке я никого не встретил. С Кимом мы договорились встретиться уже на вершине, чтобы не подстраиваться всю дорогу под друг друга при восхождении. К тому же Ким был не уверен, пойдёт ли, он успел приболеть за несколько дней, и чувствовал слабость.

В утренней тишине я шёл к самой высокой точке всего маршрута, встретить свой праздник с видом на самую высокую вершину мира. Это тишина была особенной, замерло всё вокруг. Слышно было лишь как под ногами чуть хрустит появившийся иней. Удивительно, но под ним цвели маленькие цветочки — это самые потрясающие растения, способные выживать на высоте в 5 тысяч метров под суровыми ветрами, в месте, где температура даже летом опускается до минусовых значений.

По горам поползла линия рассвета. Особенно это было видно на вершине Пумори. Её высота 7160 метров, именно на её хребте находилась доступная мне вершина Кала Паттар. Солнце должно было появиться со стороны Эвереста и осветить всю долину, где располагался базовый лагерь под Эверестом. Я же в это время неторопливо поднимался всё выше и выше по склону. Это несложная тропа, во всяком случае, так она показалась мне. Ты серпантином поднимаешься по уже натоптанной тропе, потом тропа теряется между камней, но прекрасно видно вершину, к которой нужно подняться. Вершину легко узнать по сотням флажков, которые встречаются на всё пути, но чаще на мостах и сложных перевалах. Но только здесь флажки покрыты хорошим слоем инея. Впрочем, как и камни, вокруг них, так что необходимо было быть очень осторожным, чтобы не поскользнуться.

Старины Кима ещё не было на вершине, я был здесь один, и мне лишь оставалось надеяться, что он ему сегодня легче, и он всё же сможет покорить эту вершину и отметить здесь свой День Рождения вместе с моим. Но его не было видно даже на склоне горы, со стороны Горак Шерпа. Я же, добравшись до вершины, сбросил рюкзачок, устроился поудобнее и продолжил наслаждаться этими прекрасными видами, попутно фотографируя и снимая видео. На видео я наболтал кучу ерунды, поздравил себя и близких и начал хомячить запасы ништяков, которые затащил сюда несколько дней.

Когда из-за гор показалось солнце и высветило тропу до лагеря, я заметил три точки, направляющиеся к вершине. Разобрать кто это, было чем-то нереальным, но они очень-очень медленно приближались и увеличивались. Тогда мне очень хотелось верить, что одна из них — старина Ким, совершающий подвиг.

В какой-то момент один из троих хорошенько вырвался вперёд и его очертания угадывались. Через несколько минут, можно было уверенно сказать, что это был Ким. Он бодро взбирался наверх, но ему было очень тяжело, это чувствовалось. Вместо прямого пути по камням он долго искал тропу меж ними. Мне же сверху её было виднее, и я старался подсказывать, где она, махая руками как идиот. Ким знал агнл. очень-очень слабо, поэтому махать руками было эффективней. С другой стороны, можно было бы подбежать, схватить за руку и вытащить до вершины, но это был бы не лучший вариант. Люди идущие к вершинам, чаще хотят проверить свои силы, излишняя помощь может подпортить эффект от восхождения, особенно, когда ты знаешь, что сил хватит!

Когда старина Ким покорил вершину, я обхватил его по братски, поздравил с восхождением и с самым потрясающим Днём Рождения, ну, во всяком случае, у меня, вдруг он мог похвастаться, чем похлеще! Эмоции на вершине хлещут через край, это потрясающие ощущения! Главная цель всего Путешествия была достигнута, и этому ничто не смогло помешать. Отсутствие денег, проблемы на границе, непредсказуемость, суровая погода, опасности, недостаток времени и сил — всё это было преодолено! Это действительно круто!

Ким пришёл в себя и отдышался минут через пять, а я успел разглядеть тех двоих идущих следом. Их я тоже узнал, ведь я знаю с самого Гокио! Они тоже добрались сюда и на этот раз без гида! Та самая парочка из Чикаго, которая то и дела шла по пятам, выбрав для себя не простой и популярный маршрут, а кое-что посложнее и опаснее, но и награда за это неподдельные эмоции и впечатления!

Когда они поднялись на вершину, мы ещё раз поздравили друг друга! Высота в 5550 метров была взята, став новой планкой достижений в своей жизни. Для меня это было отличным подарком на свой 27й День Рождения!

Празднование в Горак Шерп

Празднование продолжилось и после, когда мы уже спустились к Горак Шерпу. Там ждал шикарный завтрак с и остатками ништяков из Луклы. Здесь мне предстояло попрощаться с новыми друзьями, и отправиться вниз к городку Лукле, чтобы выбраться к цивилизации и пополнить свои совсем поскудневшие запасы. Вместе с рюкзачком и селфи-палкой я оставил хозяину заведения потрёпанный пуховик, спасавший меня от здешних холодных вечеров. Он был мне больше не нужен и лежал бы лишним грузом на дне моего рюкзака. Магазинов здесь, мягко говоря, немного, и лишний пуховичок на вершине лишним не будет. Когда-то он был подарен мне в Индийских Гималаях и сослужил мне отличную службу, а теперь сослужит службу кому-нибудь ещё, и это здорово!

Возвращение

Долгого прощания я не люблю, так что через несколько минут я уже шёл со старым приятелем — здоровенным рюкзаком по направлению к Лукле. Рюкзак к слову исхудал хорошо, больше, чем на половину: и запасы подъедены, и куртка его больше не отягощает. Спускаться было определённо легче, но сразу развею миф — перевалы никуда не деваются, то и дело нужно опять подниматься в гору, но в целом, конечно, это спуск.

В этот день я встретил множество групп туристов, потому что избрал маршрут, который ещё не видел, пусть он проще и короче. Со многими я заговаривал, было так приятно слышать поздравление с разных языков мира! Ещё приятнее видеть лица людей, которые слышали, что я иду в Луклу и намереваюсь дойти сегодня! Ведь даже по короткому пути туристам в среднем идти два три дня, о чем они мне в один голос заявляли. «Вы недооценивайте мою Мощь!» — думал про себя я. У памятника альпинистам, погибшим при восхождений, к которому я завернул абсолютно случайно я встретил туристку из России, со своим гидом. Памятник на русском, поэтому нормально, что я встретил её здесь. Было очень круто пообщаться с человеком на родном языке! Последний раз мне удавалось так пообщаться, ещё в Дели, перед самым стартом путешествия в Непал.

Это был самый солнечный день, за всё время, проведённое в этих горах! Голубое небо, не затягивалось до обеда! Это был очередной подарок к празднику! Ещё одним подарком стала эта лёгкая тропа, она несравнимо легче той, по которой я совершал восхождение, впрочем, она не теряла в свой красоте. Виды потрясающие! Особенно поразила маленькая деревушка, лежащая у самого подножья горы, скрывающейся в глубине облаков. Размеры деревушки несопоставимы с величиной горы! Если не знать, что здесь есть деревушка, её даже не разглядеть, настолько она мала. Если не ошибусь её название Лобуче.

Солнца за день было столько, что моё лицо могло бы в очередной раз обгореть, так что пришлось закутаться в бандану. Но ближе к вечеру сезон дождей и туманов забрал своё и покрыл всё вокруг непроглядным туманом из облаков. На удивление дождь так и не пошёл, что, несомненно, радовало. Ещё до 5 часов вечера я добрался до Намче-Базара и даже подумывал остановиться на ночёвку там, но мне хватило несколько минут отдыха, чтобы решиться идти дальше.

Ночевка

До Луклы я так и не дошёл. Примерно км в 4х от неё совсем стемнело, а ножки ныли от усталости. Удивительно то, как я вообще смог отмахать около 35 км и это после утреннего восхождения! Я занялся поиском ночлега. Не сразу мне в этом повезло, всё же это очень туристический район, но я нашёл один небольшой рестораньчик в стороне от основной дороги. Он был пуст, не считая, его хозяйки. Она была в годах и с виду была очень добродушным человеком. Как и почти все местные имена я не смог его запомнить, уж слишком они экзотичные.

Информацию я давал порциями. Каждая новая порция вызывала удивительную реакцию и лицо человека в это время надо видеть. Вначале я рассказал, что я не совсем турист, что на всё путешествие у меня было 15 тысяч рупий, что начал путь ещё из Джири и прошёл до Луклы за три дня, что ещё утром покорял вершину Кала Паттар, ну и конечно, что сегодня у меня праздник! В общем, с бесплатным ночлегом можно было не гадать! Мне даже сделали, что то вроде праздничного ужина, на котором удалось попробовать Непальско-Гималайских жареных грибочков на традиционной печке, с моей лапшой и традиционный Непальский алкогольный напиток — Чан. Им меня откровенно пытались то ли напоить, то ли споить! Отказываться было очень не просто. Сам же напиток напоминает, что то среднее между квасом и кефиром, при этом в разы градус его выше, а по факту это рисовая настойка, тобеж самогончик. За ним хозяйка бегала к соседке. Всё это было крайне забавно!

Вскоре накопившаяся усталость и не без содействия алкоголя отправили меня на отдых. Хозяйка предоставила одну из комнат для гостей, очень простенькую и уютную, впрочем, в тот день я за мгновение могу уснуть где угодно.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.